Политолог Оруджлу: «В Азербайджане на высшем уровне принято решение выбрать Россию в качестве основного партнера»

В интервью Minval.аz политолог, руководитель центра исследований «Восток-Запад» Арастун Оруджлу объяснил, почему власть не идет на компромиссы в отношении своих граждан, а также рассказал о том, какой внешнеполитический курс был избран властями.

Арастун бей, давайте начнем с событий в Турции. Президент Эрдоган вновь начал наступление на критикующие правительство СМИ, арестысвязаны с именем исламского проповедника Фетуллы Гюлена. Речь сегодня идет о новой фазе закручивания гаек в отношении СМИ и свободы слова в Турции?

– Конкретные задачи, которые стоят перед властью Эрдогана, на данном этапе направлены на укрепление его власти, он старается взять под контроль внутреннюю ситуацию полностью, установить авторитарное управление. Безусловно,для этого необходимо заткнуть свободную прессу. Неслучайно, что Турция считается лидирующей страной по количеству арестованных журналистов, и мы знаем, что обвинения в отношении журналистов в этой стране мягко говоря, не объективны.

То, о чем говорят Эрдоган и премьер Давутоглу, который, кстати, до сих пор сохранял спокойствие и выглядел более прагматичным политиком, чем Эрдоган, – свидетельствует о трудном положении турецких властей, обусловленрым как внутриполитическими, так и внешнеполитическими проблемами, вытекающими из грубых ошибок и просчетов правящей АК-партии. Турция сегодня находится на крайне рискованном этапе своего развития. С одной стороны, внутри страны устанавливается фактически новый авторитарный порядок, в Турции всегда были у власти разные военные диктаторы, но при всем этом в турецком обществе всегда существовала более-менее единая позиция по многим вопросам, сопротивление не было столь серьезным, как сегодня. А сегодня общество этой страны разделено на две части: одна часть безоговорочно поддерживает политику власти, другая – резко оппозиционно настроена. Другими словами, общество резко поляризовано. Кроме того, Турция при сложившихся условиях пытается маневрировать в своей внешней политике, эта страна- член НАТО, формальный партнер Запада, но в условиях жестких санкций против РФ, власти этой страны получают контракт с РФ по транспортировке российского газа через свою территорию. А это говорит о том, что в турецкой внешней политике нет приоритетов, внешняя политика построена на маневрах, которые в зависимости от ситуации часто меняются, особенно, учитывая геополитическое положение этой страны. Существует сирийская проблема, которая до сих пор не решена. Возможно, она перейдет в свою новую фазу, американские войска уже имеют мандат от своих законодателей для вторжения в Сирию. Ирак до сих пор находится на неопределенном этапе своего развития. Внешнеполитическая доктрина Эрдогана-Давутоглы «Ноль проблем с соседями» фактически потерпела провала. В этих условиях Эрдоган пытается стабилизировать внутреннюю ситуацию, установить жесткую власть и попытаться не допустить дестабилизацию изнутри. Он хорошо знает уязвимые места, поэтому предпринимает такие шаги. А что касается фактора Гюлена, думаю,  что это в большей степени носит чисто пропагандистский и порой даже спекулятивный характер.

 

В субботу прошла встреча завотделом администрации президента Али Гасанова с руководителями 17 политпартий. Как Вы считаете, власть в действительности готова к диалогу или она вновь имитирует его?

– Наш центр не изучает деятельность политических партий. С нашей точки зрения, это сейчас не заслуживает внимания…

 

– Хорошо. Заведующий отделом по общественно-политическим вопросам Администрации Президента Али Гасанов, заявил о том, что Азербайджан на сегодняшний день очень силен, и может спокойно контролировать внутреннюю ситуацию и нормы общественной жизни в стране. По его мнению, «азербайджанский гражданин склонен к стабильности, нормальному образу жизни, к миру». Причем подобное заявление было сделано после недавних протестов в Гяндже, где были избиты полицейские и глава района. Более того, часто стали происходить инциденты, когда граждане избивают или сбивают машиной гаишников. Ситуация выходит из-под контроля? Я дополню вопрос. Являются ли заявления Гасанова свидетельством обеспокоенности властей?

– Внутриполитическая линия, которую проводить руководство страны, приведет в итоге к тому, что события будут происходить внезапно и спонтанно.Процессы в стране могут выйти из-под контроля, и если представитель власти говорит о том, что люди хотят стабильности и все контролируется, то это означает, что существуют реальные проблемы. Надеюсь, они хоть также оцениваются по достоинству.

Проблема также в том, что власть по своей природе не может идти на уступки в направлении своих граждан, она наоборот,  противопоставляет себя ему. Она не учится на ошибках, не привыкла отступать. Любое отступление, по ее мнению,- знак слабости, который может еще больше озлобить общество. Если же руководство страны действительно так думает, то значит  прекрасно понимает, как оно поступило со своим обществом, боится его гнева.

Парадоксальность ситуации заключается в том, что если действительно власть проявит слабость, то все выйдет из-под ее контроля. С другой стороны, как мы видим, закручивание гаек тоже уже не действует, напротив, начинает давать обратный эффект . Если бы данный метод был эффективным, то и не было бы фактов избиения глав районов, полицейских.

Год назад невозможно было представить себе такое. Мы живем в мире, где люди, борются за свои права, порой даже очень жесткими способами, как это было в арабских странах, в Украине. Протесты не прекращаются из-за рядового убийства в США. Азербайджанцы не живут на необитаемом острове, они все видят. Закручивание гаек может дать обратный эффект, а эффект бумеранга может оказаться более разрушительным для властей и страны, чем отступление от нерационального противопоставления себя обществу.

Я все-таки коснусь вашего предыдущего вопроса о встрече представителя власти с оппозицией. Подобного рода диалоги не помогут, время для диалогов упущено, теперь диалог надо вести с обществом, попытаться решить тревожащие людей проблемы.

Власть прекрасно знает об этих проблемах. Вспомните те декоративные реформы, которые у нас пытались применить после начала арабской весны. Борьба с коррупцией, например. В конечном итоге все забыли о ней.

Власть убедила себя в том, что любой компромисс может быть воспринят как знак слабости, это не позволяет ей предпринять адекватные шаги в нужные моменты.

Я лично очень не желаю, чтобы развитие событий в Азербайджане пошло по такому худшему сценарию, последствия которой придется расхлебывать в течении нескольких десятилетий.

 

Думаете, если дипломатическоедавление на правительство Алиева не работает, топришло время рассмотреть санкции?

– Я не думаю, что санкции улучшат ситуацию, наоборот, они еще больше озлобят власть, которая начнет разыгрывать националистическую карту, будет спекулировать внешним фактором, как сегодня это делается в России. Происходящее в стране за последние 10 – 15 лет, повторяет один к одному все то, что происходило в России. Просто российская модель внедряется более неудачным способом. На Западе хорошо понимают это, а критика рассчитана на то, чтобы постараться повлиять на режим политическими методами. Санкции будут, безусловно, но они не улучшат ситуацию. А до их окончательного результата надо будет еще дожить.

 

– Но складывается впечатление, что одна из причин ареста многих глав НПО и общественных деятелей – попытка властей уберечь себя от протеста в случае еще большего укрепления отношений с Россией и вступления в ЕвАзЭC.

– Подозреваю, что такое политическое решение уже принято. Шаги, которые мы видим, особенно в последний месяц, наводят на мысль, что в стране на самом высоком уровне уже  принято решение выбрать Россию в качестве основного партнера. И все словесные перепалки с США, напряжение между Вашингтоном и Баку фактические являются последствиями, вытекающими из этого политического решения.

Кроме того, многие западные институты сами ушли из страны. Их уход – знак плохой перспективы. Раньше лишь одна ветвь власти критиковала Запад, были четкие границы, критики не переходили красную линию. С резкой критикой против Запада стал регулярно выступать уже пресс-секретарь главы государства, а его любое слово отражает точку зрения Ильхама Алиева. Возможно, сам глава государства не станет говорить об этом напряжении, но заявления из уст его пресс-секретаря воспринимаются именно в качестве его позиции.

То, как SOCAR получает полумиллиардный кредит от российского «Газпромбанка», который не в состоянии так щедро раскошеливаться, из-за последствий санкций, применных в отношении России, говорит о многом. Думаю, в этом Азербайджану посредничает именно турецкий президент Эрдоган, который идет на сближение с Россией, и мы видим сегодня иную картину в турецко-российских отношениях, чем даже несколько месяцев назад. В нашем последнем анализе мы отметили, что месяца два назад никто не мог предположить, что отношения между РФ и Израилем могут столь ухудшиться, ведь тогда были видны иные оттенки во внешней политике Израиля. Но сегодня отношения нстолько ухудшились, что по сообщению ливанских газет, даже спецпредставитель президента Путина встретился с лидером «Хезболлы» и обещал ему поставки  самых современных видов российского оружия.

А Израиль всегда являлся очень важным партнером Азербайджана по вопросам безопасности, по экономическим вопросам, по международным вопросам и сегодня в этих взаимоотношениях возникает проблема. Если Азербайджан будет проводить более близкий к РФ внешнеполитический курс при участии Турции, то наши отношения с Израилем тоже окажутся под угрозой.

 

И последний вопрос. Каким оказался уходящий год для азербайджанцев? И что вы можете спрогнозировать на следующий 2015 год?

– В текущем году мы заметили явные признаки регресса, стали падать цены на нефть, от которых зависит наша экономика. В стране самым жестким образом разрушаются все элементы системы общественно-политических отношений госуправления, видели то, как общество резко радикализуется, азербайджанцы в массовом порядке воюют в рядах самых жестоких террористических организаций.

А 2015 год станет еще более сложным. Потому что текущие процессы будут развиваться дальше, а все это не то, что может обещать чего-либо позитивного.

 

Эмиль Мустафаев

Теги: