Защита прав человека по-азербайджански

В Азербайджане тоже есть свой День защиты прав человека, и отмечается от 18 июня. День-то есть, а вот как насчет прав? Действительно ли они соблюдаются?

Как известно, гарантия наших прав и свобод – Конституция Азербайджана, которая четко регламентирует все наши права и обязанности. И сегодня, в день Всемирной защиты прав человека, я хочу особо рассмотреть наиболее важные пункты Конституции, которые чаще всего нарушаются, хотя по законам демократического, свободного и независимого государства обязаны свято соблюдаться.

Итак, я начинаю.

23 января 2014 года Институт мира и демократии (ИМД) распространил полный список политзаключенных в Азербайджане, в который включены 134 человек. При этом они разделены на 38 «узников совести» и 96 политзаключенных.

В частности, «узниками совести» ИМД признаны лица, арестованные и осужденные только из-за того, что в мирной форме излагали свои политические, религиозные или иные убеждения, в том числе в Интернете. 

В их числе 11 журналистов и блогеров. В частности, «узниками совести» признаны журналисты Фарамаз Аллахвердиев (Новрузоглу), главный редактор газеты «ps Nota” Сардар Алибейли, главный редактор религиозного сайта azadxeber.org Ниджат Алиев, сотрудник газеты «Бизим йол» и глава сайта moderator.az Парвиз Гашимли, журналист из Уджарского района Фуад Гусейнов, главный редактор религиозного сайта xeber44.com Араз Гулиев, главный редактор газеты «Хурал» Аваз Зейналов, главный редактор газеты «Толыши садо» Гилал Мамедов, обозреватель газеты «Ени Мусават» Тофиг Ягублу (он также зампред партии «Мусават»), а также блогеры Рашад Агааддин и Абдул Абилов.

Среди «узников совести» еще три правозащитника – глава Центра мониторинга выборов и обучения демократии Анар Мамедли, юрист Гурбан Мамедов и защитник жилищных прав военнослужащих Бахтияр Мамедов.

К числу «узников совести» отнесены также 10 молодежных активистов, в том числе 7 членов движения NIDA. 

«Узниками совести» ИМД также признал двух политиков – находящегося под следствием по Исмаиллинским событиям лидера движения REAL Ильгара Мамедова и осужденного на 6 лет лишения свободы за хулиганство советника главы партии «Мусават» Ядигяра Садыгова.

В группу «узников совести» ИМД включил и 10 осужденных верующих из так называемой «группы Саида Дадашбейли». В 2007 году эти лица были осуждены на длительные сроки тюремного заключения по обвинению в сотрудничестве со спецслужбами Ирана и свержении конституционного строя. Примечательно, что молодые люди были признаны виновными не в попытке захвата власти, а в самом захвате власти.

Наконец, еще двое «узников совести» – это теолог Талех Багирзаде и лидер Исламской партии Азербайджана Мовсум Самедов. 

Определяя политзаключенных, ИМД руководствовался критериями резолюции N 1900 ПАСЕ, принятой 3 октября 2012 г. 

Согласно резолюции лицо считается политзаключенным, если оно соответствуют одному, нескольким или всем нижеуказанным 5 критериям: 

– если задержание было осуществлено напрямую в нарушение одной из основных гарантий, изложенных в Европейской Конвенции по правам человека и протоколов к ней, в частности, свободы мысли, совести и религии, свободы выражения мнений и информации, свободы собраний и объединений;

– если решение о содержании под стражей было вынесено по чисто политическим причинам без связи с любым уголовным преступлением;

– если по политическим мотивам продолжительность содержания под стражей или его условия явно не пропорциональны преступлению;

– если по политическим мотивам человек задержан на дискриминационной основе по сравнению с другими лицами;

– если задержание является результатом разбирательств, которые были явно несправедливыми, и это, как представляется, связано с политическими мотивами властей.

96 политзаключенных в списке ИМД подразделены на несколько подгрупп.

Два человека отнесены к подгруппе «политики/политические активисты». Это и лидер партии Национальной государственности Азербайджана Неймат Панахлы и активист партии Народного фронта Азербайджана (ПНФА) Рахиб Гаджиев.

Еще 4 человека в группе «бывшие государственные чиновники». Это бывший министры здравоохранения и внешнеэкономических связей – Али Инсанов и Ниджат Гулиев, бывший управделами президента Акиф Мурадвердиев и бывший сотрудник Особой службы государственной охраны Асиф Лятифов. 

Кроме того, 4 человека включены ИМД в подгруппу «арестованных в качестве политических заложников».

Речь идет о родственниках политиков, арестованных за их оппозиционную деятельность. 

Одним из них является шурин лидера ПНФА Али Керимли Эльнур Сеидов, осужденный к 7,5 годам лишения свободы по сфабрикованному обвинению в экономических преступлениях.

В большой подгруппе «религиозные активисты» 61 человек. Сюда отнесены:

– 3 верующих, арестованных еще в феврале 2010 г. за участие в уличном шествии,

– 4 активистов Исламской партии Азербайджана;

– 38 так называемые «узники хиджаба» – арестованные 5 октября 2012 г. за участие в акции протеста перед Министерством образования;

– 9 верующих, осужденных вместе с главным редактором религиозного сайта azadxeber.org Ниджатом Алиевым;

– 7 верующих, осужденных вместе с главным редактором религиозного сайта xeber44.com Аразом Гулиевым.

В этой же подгруппе 5 верующих, в том числе теолог Абгюль Сулейманов и 4 человека, арестованных в связи с делом против теолога «узника совести» Талеха Багирзаде. 

Наконец, еще 21 политзаключенный включены в группу «незаконно осужденные к пожизненному заключению, или к длительным срокам лишения свободы».

Среди них – бывшие сотрудники ОМОН и других подразделений, участвовавшие в боевых действиях за территориальную целостность Азербайджана. Большинство этих лиц были приговорены по делам о попытках госпереворота в 1994-95 гг. к смертной казни. Однако после ее отмены им назначили пожизненное заключение. Но, как считают правозащитники, закон не имеет обратной силы и на момент вынесения им смертных приговоров, альтернативной мерой наказания было 15 лет лишения свободы, потому им неправильно заменили смертную казнь на пожизненное заключение.

Как заявила директор ИМД Лейла Юнус, проблема с политзаключенными в Азербайджане возникла с приходом в 1993 г. к власти Гейдара Алиева.

Однако, если в середине 1990-х гг. среди политзаключенных доминировали сотрудники ОМОН, военные, то в последние годы власти преследуют по политическим мотивам большое количество верующих, заявила Юнус.

Не так давно правозащитница Л. Юнус и ее супруг Ариф Юнус также были арестованы. Против них были выдвинуты обвинения в государственной измене (статья 274), уклонение от уплаты налогов (статья 213), незаконное предпринимательство (статья 192), фальсификации документов (320), мошенничество в крупном размере (178.3.2).

Вот тут более чем уместно вспомнить Первую статью Конституции:

III. Запрещается ограничивать в правах и свободах человека и гражданина, исходя из расовой, национальной, религиозной, языковой принадлежности, принадлежности к полу, происхождения, убеждений, политической и социальной принадлежности.

Все равны перед законом и судом. Выходит, что не все?

Далее, согласно Пункту V, каждому обеспечиваются равные права в отношениях с государственными органами и носителями полномочий государственной власти, принимающими решения, связанные с правами и обязанностями. Каждый обладает правом защищать не запрещенными законом способами и средствами свои права и свободы.

Кстати, практика обструкции адвокатов со стороны курирующего общественного органа и даже возбуждения против них уголовных дел по статье 289 УК (неуважение к суду), к сожалению, распространена в Азербайджане.

Так, еще в 2011 году преследованию со стороны коллегии подлежали адвокаты Эльчин Намазов, Халид Багиров и Осман Кязымов. Они впали в немилость во время уголовного процесса по делу оппозиционеров, арестованных за участие в митинге протеста 2 апреля 2011 года.

Ряд международных правозащитных организаций в своих заявлениях отмечали, что устойчивое давление на независимых адвокатов – составная часть политики властей Азербайджана, нацеленной на дискриминацию интересов гражданского общества.

А сегодня адвокатская деятельность Халила Багирова была вообще приостановлена – по причине того, что он, якобы, делал на суде по делу Тофика Ягублу антигосударственные заявления.

Далее мы поговорим о священном праве собственности, руководствуясь статьей 29.

I. Каждый обладает правом собственности.

II. Ни один вид собственности не обладает преимуществом. Право собственности, в том числе право частной собственности, охраняется законом.

III. У каждого в собственности может находиться движимое и недвижимое имущество. Право собственности включает в себя право собственника самому или совместно с другими владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом.

IV. Никто без решения суда не может быть лишен своей собственности. Полная конфискация имущества не допускается. Отчуждение собственности для государственных может допускаться только при условии справедливого предварительного возмещения его стоимости.

Все эти статьи наглейшим образом попраны. Об этом свидетельствуют массовые нарушения прав человека во время масштабного сноса домой в центре города. А почему? Ведь существует еще и Статья 68. Право требовать возмещения ущерба, в которой говорится, что права лица, пострадавшего от преступления, а также от злоупотребления властью, охраняются законом. Пострадавшее лицо обладает правом участвовать в осуществлении правосудия и требовать возмещения нанесенного ему ущерба. Каждый обладает правом на возмещение государством ущерба, нанесенного в результате незаконных действий или бездействия государственных органов либо их должностных лиц?

Но многие, кто попробовал отстоять свои права, лично убедились в том, что не соблюдается также статья 32 – Право на личную неприкосновенность, в которой говорится следующее:

I. Каждый имеет право на личную неприкосновенность.

II. Каждый имеет право хранить тайну личной и семейной жизни. Кроме случаев, предусмотренных законом, вмешательство в личную и семейную жизнь запрещается. Каждый обладает правом на защиту от незаконного вмешательства в личную и семейную жизнь.

Как видите, ситуация с правами человека в Азербайджане просто аховая. Но замминистра иностранных дел АР Х. Халафов считает, потому что использование вопроса прав человека в политических целях подрывает веру в успехи институтов, которые занимаются защитой этих прав. По его словам, Азербайджан достиг больших успехов в сфере защиты прав человека. Некоторые относятся к этому положительно, другие – критически. В этой сфере могут быть определенные недочеты. Главное, что благодаря проводимой Азербайджаном политике в этой сфере была создана прочная база для решения указанных проблем.

По его словам, в последнее время в адрес ситуации с защитой прав человека в Азербайджане звучит критика, и этой критикой хотят воспользоваться в качестве средства давления на страну на международной арене.

Но права человека больше являются гуманитарным вопросом, чем политическим.

Не далеко от его мнения ушла и директор Института по правам человека Национальной академии наук Азербайджана (НАНА), депутат Милли Меджлиса Айтен Мустафаева, которая также считает, что права человека в Азербайджане – понятие чисто гуманитарное. Так, по ее мнению, Азербайджан за последние годы активно проводит реформы в пенитенциарной, судебной и других государственных системах, было принято множество законов, страна присоединилась к ряду международных правовых актов. По словам А. Мустафаевой, отличительной чертой Азербайджана является то, что в стране есть такие права, которые традиционно являются элементарно просто частью жизни и нормой. В Азербайджане по законодательству отражено то, что подрастающее поколение ухаживает и заботится о старшем поколении. Это не связано с тем, что есть закон, просто наши традиции, наше ментальное восприятие жизни отразилось в нашем законодательстве. Это является показателем того, что не стоит вслепую копировать зарубежные примеры.

Тем не менее, а в последнее время особенно, ряд международных организаций выступает с критикой ситуации в сфере защиты прав человека в Азербайджане.

Ежегодно Международное сообщество усиливает критику в адрес Азербайджана из-за нарушений прав человека. Международные правозащитные организации Amnesty International и Human Rights Watch выразили аналогичную обеспокоенность в Европарламенте и Госдепартаменте. Правительство Алиева все чаще подвергается критике – за нетерпимость по отношению к силам оппозиции, за аресты и преследования диссидентов. Иностранные наблюдатели подчеркивают в своих отчетах факт, что особенно сурово Азербайджан поступает в отношении журналистов и блогеров.

Организация Human Rights Watch (HRW) также выступила с резкой критикой в адрес властей Азербайджана в преддверии президентских выборов, в ноябре 2013 года – за подавление гражданского общества выступила. Правозащитники требовали немедленно освободить всех задержанных по политическим мотивам.

В то же время в Берлине был распространен пресс-релиз, в котором обращалось внимание на тот факт, что власти Азербайджана систематически подавляют любые формы критики. Такая стратегия направлена на ограничение деятельности политической оппозиции, а также критических настроений в обществе. Грубые нарушения права свободно выражать свое мнение, а также права на проведение собраний особенно часто стали проявляться в последние месяцы перед выборами.

По словам наблюдателей, ситуацию с правами человека в Азербайджане и раньше нельзя было назвать благополучной. Однако, по мнению правозащитников, сейчас власти проводят новую целенаправленную кампанию. Об этом свидетельствует рост числа арестов по фиктивным обвинениям, ввод законодательных ограничений в отношении основополагающих свобод и систематическое пресечение мирных протестов.

Как заявил Георгий Гогиа, старший исследователь HRW по Южному Кавказу: «Это очень комплексное подавление. Мы говорим не просто о цифрах, мы говорим о фактической законодательной базе, о качественных изменениях в работе гражданского общества в стране».

По данным отчета, за решеткой в то время оказалось не менее 6 критически настроенных журналистов, а также молодые политические активисты, которые в соцсетях критиковали коррупцию властей и нарушение прав человека. При этом использовались такие сфабрикованные обвинения, как хулиганство, хранение наркотиков и оружия, подстрекательство к насилию и госизмена.

Human Rights Watch потребовала немедленно освободить находящихся под стражей людей, которым предъявлены политически мотивированные обвинения, не имеющие под собой никаких оснований. Среди них – политические активисты, журналисты, защитники прав человека и другие представители гражданского общества.

«Как члена Евросоюза, как члена Совета Европы и как члена ООН, Азербайджан нужно предупредить о необходимости защищать права человека, чтобы были освобождены все критики правительства, которые сейчас в тюрьмах по ложным обвинениям, будь то журналисты, правозащитники, адвокаты или другие», – сказал Георгий Гогиа.

 

23 апреля 2014 года Комиссар Совета Европы по правам человека Нилс Муйжниекс выразил обеспокоенность по поводу ухудшения ситуации с демократическими свободами в Азербайджане и призвал власти страны соблюдать свои международные обязательства в области прав человека, передает корреспондент «Кавказского узла».

23 апреля Муйжниекс обнародовал «Наблюдения о ситуации с правами человека в Азербайджане: обновленная информация о свободе выражения мнений, свободы ассоциаций, свободы собраний, а также праве на собственность». Документ опубликован на официальном сайте Совета Европы.

«Свобода выражения мнений, собраний и объединений, к сожалению, ухудшается в Азербайджане. Я еще раз призываю власти обратить пристальное внимание на эти вопросы с тем, чтобы Азербайджан соответствовал своим обязательствам в области прав как государство-член Совета Европы», – отмечает Муйжниекс в своих «Наблюдениях».

По его мнению, Необоснованное и избирательное уголовное преследование людей, выражающих разные точки зрения, в том числе журналистов, блоггеров и активистов, не ослабевает. Это недопустимо. Все те, кто задержан из-за выражения своих взглядов, должны быть освобождены.

Также он отметил практику арестов по сфабрикованным обвинениям. Среди них комиссар указывает на аресты журналиста Парвиза Гашимли, online активиста Абдула Абилова, блогера Омара Мамедова. Комиссар также обеспокоен недавними осуждениями журналиста, защитника прав национальных меньшинств Гилала Мамедова, а также зампреда партии «Мусават» Тофика Ягублу, председателя гражданского движения «Республиканская Альтернатива» (ReAl) Ильгара Мамедова.

«Законодательство должно быть изменено таким образом, чтобы полностью декриминализировать клевету и установить пропорциональные гражданские санкции», – считает Муйжниекс.

При этом приводится пример, как в октябре 2013 года из-за крупных денежных штрафов по диффамационным искам на длительное время был арестован банковский счет оппозиционной газеты «Азадлыг».

Комиссар также выражает беспокойство по поводу сообщений о слежке за журналистами с использованием средств дистанционного наблюдения, которые, как правило, находятся в распоряжении правительственных структур.

Еще одна причина для беспокойства, по мнению комиссара СЕ, – дополнительные ограничения на деятельность неправительственных организаций, внесенных в закон об НПО и утвержденных и подписанных президентом Азербайджана 3 февраля 2014 года. «Этот новый закон ухудшает и без того плохую ситуацию, в которой деятельность НПО была непропорционально ограничена. Власти должны облегчать, а не усложнять административные требования в отношении.

Вместе с тем комиссар обнародовал и реакцию властей Азербайджана на его предыдущий отчет от 6 августа 2013 года. Правительство Азербайджана отвергло критику и выразило серьезные сомнения в достоверности источников информации, используемой комиссаром.

Власти Азербайджана призывают комиссара проверить свои источники «для обеспечения объективности и сбалансированности будущих отчетов».

Однако азербайджанский правозащитник, глава «Общества правовой защиты и просвещения» Расул Джафаров считает, что «Наблюдения» Муйжниекса, как и его предыдущий отчет, отражают весь спектр проблем с правами человека в Азербайджане.

На его взгляд, Совет Европы должен предпринять решительные меры воздействия, чтобы азербайджанские чиновники понимали, что нарушение прав человека повлечет для них негативные последствия.

Но не смотря на все вышесказанное, ситуация с правами человека в Азербайджане не становится лучше.

Решением Сабаильского суда журналистка Хадиджа Исмаил арестована на 2 месяца. Решение принято в качестве меры пресечения по обвинению в статье 125 УК АР доведение до самоубийства. Эта статья подразумевает лишение свободы на срок от 3 до 7 лет.

Это что-то новое. Раньше более актуальными были наркотики, боеприпасы и запрещенная литература религиозного содержания.

И под завязку я хочу привести Статью 71: Защита прав и свобод человека и гражданина

I. Соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, закрепленные в Конституции, является обязанностью органов законодательной, исполнительной и судебной властей.

II. Никто не может ограничить осуществление прав и свобод человека и гражданина. Права и свободы каждого ограничиваются основаниями, установленными в настоящей Конституции и законах, а также правами и свободами других.

Так что с Всемирным днем прав человека в Азербайджане, уважаемые сограждане! Репрессии продолжаются.

 

Яна Мадатова

Теги: